Пассажирам с ограниченными физическими возможностями

Общие положения

В обязанности пассажира входит самостоятельно определение о возможности путешествия на воздушном транспорте, исходя из состояния своего здоровья. Если возраст, психическое или физическое состояние пассажира могут вызвать в полете ухудшение его здоровья или создать опасность для его жизни, то перевозка такого пассажира производится при условии, что авиакомпания перевозчик не несет ответственности за негативные последствия, наступившие в результате перевозки.

Бронирование и покупка авиабилета

Пассажир из числа инвалидов и другие лица с ограничениями жизнедеятельности после приобретения авиабилета/заключения договора воздушной перевозки обязаны сообщить в аэропорт отправления:

— об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности;

— о наличии/отсутствии сопровождающего лица, собаки-проводника – только для инвалидов по зрению;

— о количестве, размере, весе и иных характеристиках индивидуальных средств передвижения (включая наличие и технические характеристики аккумулятора кресла-коляски или концентратора кислорода), перевозимых на борту воздушного судна.

Запрос на перевозку больного на носилках производится с лечебного учреждения не позднее, чем за 48 часов до времени вылета, указанного в расписании учреждения (требуется согласование с авиакомпанией).

Услуги, оказываемые в аэропорту

В зданиях аэровокзалов филиалов ФКП «Аэропорты Севера» для пассажиров с ограниченными возможностями предоставляются следующие услуги:

— на привокзальной площади выделены и оборудованы знаками автомобильные стоянки для пассажиров с ограниченными возможностями ;

— определено место встречи пассажиров с ограниченными возможностями – привокзальная площадь;

— при входе в здание аэровокзала, оборудованы кнопки вызова персонала, а также имеются пандусы;

— в зданиях аэровокзалов филиалов ФКП «Аэропорты Севера» определена зона отдыха для пассажиров с ограниченными возможностями;

— определено место для выгула собак-проводников;

— в случае необходимости кресла-коляски, для перемещения по территории аэропорта, вы можете обратиться в справочное бюро или службу организации перевозок филиала;

— информацию о перевозке индивидуальных средств передвижения, используемых пассажирами (размеры, вес, иные особенности конструкции) вы можете уточнить на сайтах авиакомпаний или в справочном бюро аэропорта;

— номера телефонов по которым можно получить дополнительную информацию размещены на информационных стендах в здании аэровокзала.

По запросу пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (с согласования непосредственно в аэропорту) без взимания дополнительной платы оказываются следующие услуги:

— встреча на месте прибытия пассажиров и оказание помощи при перемещении по территории аэропорта в случае оповещения пассажирами о своем прибытии;

— предоставление кресла-коляски для перемещения пассажира по территории аэропорта;

— предоставление во временное пользование кресла-коляски не способным передвигаться самостоятельно пассажиру в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке;

— оказание помощи в выгуле собак-проводников;

— сопровождение и помощь в регистрации и оформлении багажа;

— сопровождение и помощь при прохождении досмотра;

— сопровождение и помощь при посадке/высадке на/из борта воздушного судна с использованием кресла-коляски не способных передвигаться самостоятельно.

Услуги без взимания дополнительной платы, требующие предварительного согласования

(запрос на предоставление данных услуг, необходимо направить в авиакомпанию после бронирования авиабилета/заключения договора воздушной перевозки).

— сопровождение и помощь в регистрации и оформлении багажа;

— сопровождение и помощь при прохождении предполетного досмотра;

— сопровождение и помощь при посадке на борт воздушного судна, в том числе при необходимости с использованием подъемного устройства для инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;

— посадка на пассажирское место на борту воздушного судна в приоритетном порядке;

— высадка пассажиров из воздушного судна с использованием кресел-колясок и/или подъемного устройства, осуществляемая после выхода иных пассажиров, включая сопровождение и помощь в перемещении предметов, находящихся при инвалиде;

— персональная встреча маломобильных пассажиров сотрудниками организации перевозок (СОП) в аэропорту прибытия;

— сопровождение и помощь в перемещении пассажиров в здании аэровокзала.

Требования к сопровождающему лицу

— сопровождающий должен быть старше 18 лет.

Наличие сопровождающего, обеспечивающего уход за пассажиром в полёте, обязательно:

— при перевозке ребенка-инвалида в возрасте до 12 лет;

— если пассажир из числа инвалидов одновременно по слуху и зрению;

— при перевозке пассажира, которому во время полёта требуется медицинская помощь, в том числе с использованием кислородного баллона с газообразным кислородом (в качестве сопровождающего — только медицинский работник).

Регистрация на рейс, посадка и высадка с самолета

Мы рекомендуем прибыть на регистрацию в аэропорт заблаговременно, желательно за 2  часа до времени вылета, указанного в расписании.

— регистрацию на рейс можно пройти на стойке регистрации вне очереди с сопровождающим инвалида лицом. Сопровождающему предоставляется соседнее с пассажиром место;

— через врачебный здравпункт аэропорта (для пассажиров, нуждающихся в медицинской помощи, а также для пассажиров в сопровождении медицинского персонала, нуждающихся в кислородно-воздушной терапии и/или больных на носилках);

— выход из салона самолета по прилету осуществляется в последнюю очередь, после выхода всех пассажиров.

Для получения заказанных  услуг необходимо оповестить персонал о своем прибытии в аэропорт, связавшись с ними одним из следующих способов:

— позвонив по телефону справочной службы аэропорта;

— оповестив о своем прибытии через кнопку вызова персонала;

— обратившись на стойку регистрации уточните детали по обслуживанию инвалида или маломобильного пассажира.

В обязанности  бортпроводников авиакомпании не входит оказание следующих услуг:

  • санитарно-гигиенические процедуры и личный уход;
  • подъём и перенос пассажира;
  • уход, связанный с кормлением пассажира и приемом лекарств;
  • введение медицинских препаратов и другую медицинскую помощь;
  • уход за собакой-проводником, сопровождающей пассажира.
Пассажир, лишенный зрения, по согласованию с перевозчиком может перевозиться в сопровождении собаки-поводыря при предъявлении документа, подтверждающего инвалидность пассажира, и документа, подтверждающего специальное обучение собаки-поводыря. Собака-поводырь, сопровождающая пассажира, лишенного зрения, перевозится бесплатно сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа. Собака-поводырь должна иметь ошейник и намордник и быть привязана к креслу у ног пассажира, которого она сопровождает.

Багаж

Кресло-коляска перевозится бесплатно, если используется пассажиром.

— кресло-коляска с электрическим приводом оформляется на стойке регистрации и обязательно передается в багаж. Пассажиры, использующие кресло-коляску с электрическим приводом, обязаны иметь при себе набор ключей/приспособлений для отсоединения клемм аккумулятора кресла-коляски, а также упаковку для аккумулятора в соответствии с Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху ИКАО Doc 9284 AN/905. В качестве упаковки можно использовать заводскую упаковку аккумулятора, пластиковую или картонную коробку. Отсоединение клемм аккумулятора производится сопровождающим лицом или работником обслуживающей компании под контролем пассажира и по его просьбе (В соответствии с «Порядком предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах» (Приказ Минтранса России от 15.02.2016 г. №24). Пассажир доставляется на борт самолета на предоставленном кресле-коляске при помощи персонала;

— пассажир, передвигающийся на механическом кресле-коляске с ручным управлением, может оставаться на своём кресле-коляске до посадки на борт самолета и получить его непосредственно у выхода из самолета по прилёту;

— костыли, трость, складные ходунки могут перевозиться в пассажирском салоне.

Запрос на перевозку кресла-коляски производится:

  • по месту бронирования билета,
  • заблаговременно.
В запросе необходимо указать:

  • вес коляски,
  • размер коляски в трех измерениях,
  • наличие и технические характеристики аккумулятора,
  • свой контактный телефон и адрес электронной почты.

Перевозка больного на носилках

  • для оказания необходимой помощи, перевозка пассажира, как правило, осуществляется с сопровождающим лицом и желательно в сопровождении медицинского персонала;
  • за перевозку пассажира взимается оплата в размере нормального тарифа в тройном размере по экономическому классу;
  • услуга перевозки пассажира предоставляется только в салоне экономического класса;
  • на одном рейсе к перевозке может быть принят только один больной на носилках;
  • оформление перевозки осуществляется после подтверждения запроса.
Перевозка больного на носилках производится после предварительного согласования с авиакомпанией и аэропортов вылета и прилета, участвующими в организации перевозки пассажира на носилках.

В связи с конструктивными ограничениями оборудования к перевозке может быть принят больной на носилках с массой тела не более 136 кг.

Перевозка баллона с газообразным кислородом

Баллоны с газообразным кислородом или воздухом, необходимые для медицинских целей, перевозятся в салоне вместе с пассажиром исключительно по решению авиакомпании при следующих условиях:

  • перевозка больного осуществляется только при наличии разрешения медицинского учреждения;
  • перевозка осуществляется в салоне самолета только в сопровождении медицинского работника;
  • кислородный баллон должен иметь маркировку и номер, присвоенный данному оборудованию;
  • пассажир или медицинский работник должен иметь разрешение с указанием номера кислородного баллона и сроков, разрешающих перевозку кислородного оборудования в салоне самолета;
  • перевозка кислородных баллонов регламентируется правилами авиакомпании в части перевозки ручной клади;
  • запрещается перевозка кислородного баллона в салоне самолета при отсутствии больного пассажира;
  • контроль использования кислородного баллона должен осуществляться медицинским работником;
  • масса брутто каждого баллона не должна превышать 5 кг.
Авиакомпания вправе ограничить число некоторых категорий пассажиров со специальными показаниями или отказать в перевозке:

  • если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
  • если пассажиру необходим дополнительный кислород во время полета.